Российские
производители мясопродуктов с удивлением обнаружили, что в Сибири у них
появился новый серьезный конкурент. Продажи созданного в этом году
холдинга "Российские мясопродукты" могут достичь 6 млрд руб., что
сделает его крупнейшим предприятием отрасли в регионе.
Первое звено холдинга — СПК — было создано в 1994 г. на арендованных
площадях новосибирcкого завода "Экран". В 2002-2003 гг. собственники
СПК приобрели Соузгинский и Усть-Коксинский заготовительные комплексы в
Республике Алтай. В 2004 г. был выкуплен контрольный пакет крупнейшего
заготовительного комбината — Черепановского — у его гендиректора
Степана Ефременко. Тогда же акционеры решили построить завод
мясопродуктов в Красноярске, который был запущен в октябре 2004 г. А
уже в следующем году владельцы задумали консолидировать активы под
управлением компании "Российские мясопродукты". В 2006 г. была
зарегистрирована управляющая компания "Российские мясопродукты",
которая сейчас координирует работу ряда заготовительных и
производственных предприятий, а также торговых домов в Сибирском
регионе, и информационная политика группы стала более открытой.
Как выяснилось, теперь лидирующие позиции на сибирском мясном рынке
занимает холдинг "Российские мясопродукты", владельцы которого до
недавнего времени не разглашали информацию об активах и выручке.
Совладелец и гендиректор "Российских мясопродуктов" Виталий Штабный
сообщил "Ведомостям", что объем продаж холдинга по итогам 2006 г. будет
около 6 млрд руб. "По моим данным, лидировать в Сибири мы стали в 2005
г., когда выручка группы составила 4,8 млрд руб., а валовая прибыль —
182 млн руб., — говорит Штабный. — Сейчас из сибирских предприятий
мясной отрасли по обороту с нами сопоставим только "Омский бекон".
"Теперь мы приводим наши компании к единым стандартам работы, проводим
единую маркетинговую политику, — добавляет он. — Это позволит
значительно снизить издержки".
Появление нового крупного
игрока стало для рынка неожиданным. Директор Института конъюнктуры
аграрного рынка Дмитрий Рылько сказал, что ему незнакомы "Российские
мясопродукты" и он всегда считал крупнейшими в Сибири
мясопереработчиками "Омский бекон" и Сибирскую аграрную группу. По
мнению Рылько, оборот "Российских мясопродуктов" позволит холдингу
войти в десятку сильнейших игроков российского рынка мясопродуктов.
А по данным председателя правления Мясного союза Мушега Мамиконяна,
"Российские мясопродукты" вошли в пятерку крупнейших мясопроизводителей
после "Продо", "Черкизово", "Микояна" и "Царицыно", вытеснив
"Кампомос", который производит в два раза меньше. "Они укрепились в
регионе с одним из самых растущих мясных рынков и теперь смогут
уверенно конкурировать с федеральными производителями", — считает
Мамиконян. По его мнению, успех сибирскому холдингу обеспечила быстрота
в принятии рыночных решений, чему способствовало то, что гендиректор
Штабный является совладельцем компании.
По оценке президента
холдинга "Гурман" Руслана Пашкова, в последние годы СПК демонстрировала
колоссальный рост. "Но для того чтобы стать игроком российского
масштаба, им необходимо создать и раскрутить федеральный бренд, —
говорит Пашков. — С маркой СПК им не удастся развить сбыт за пределами
Сибири".
В холдинг "Российские мясопродукты" входят две
производственные компании — Сибирская продовольственная компания (СПК,
выручка за 2005 г. — 2,5 млрд руб.) и Красноярская продовольственная
компания (КПК, 1,3 млрд руб.), четыре заготовительных комплекса в
Новосибирской области и Горном Алтае — Черепановский мясокомбинат (716
млн руб.), Краснозерский мясокомбинат (80 млн руб.), Соузгинский
мясокомбинат (113 млн руб.) и Усть-Коксинский мясокомбинат (2,8 млн
руб.), а также торговые дома в Барнауле, Горном Алтае, Томске и
Иркутске. Основная продукция СПК и КПК — колбасы, мясные деликатесы и
полуфабрикаты. Акциями холдинга владеют в равных долях ряд физлиц, в
числе которых — гендиректор Виталий Штабный.
НОВЫЙ ПРОЕКТ "РОССИЙСКИХ МЯСОПРОДУКТОВ"
Сейчас "Российские мясопродукты" подыскивают в Новосибирске площадку
для строительства нового мясоперерабатывающего завода мощностью 300 т в
сутки. В проект предполагается вложить 1,7 млрд руб. Новое производство
позволит расширить продажи в Сибири, а также активизировать экспансию
уральского рынка. К 2013 г. холдинг планирует занять 6-6,5% рынка
мясных продуктов Уральского региона.